» » Рецензия игры Total War: Shogun 2

Рецензия игры Total War: Shogun 2

Рецензия игры Total War: Shogun 2

Никто не будет спорить, что древняя Япония — это жестоко и красиво. Узорчатые серебристые доспехи, изогнутые шлемы, блестящие катаны, сакура, заснеженные горы, причудливые замки, пестрые штандарты, нин дзя и гейши...Удивительно, но инстинкты благородного полководца в серии Total War срабатывают только тогда, когда вокруг самураи. Азиатский подход к битвам и их роли в жизни почему-то позволяeт не чувствовать себя полным мерзавцем, вырезая очередную пятитысячную армию. Подобно фильмам Джона By. где оружие служит чуть ли не инструментом высокой поэзии. Shogun 2 — стратегия, где драться так же почетно. как торговать или вести переговоры. Это, в конце концов, первая после Rome: Total War игра серии, в коллекционное издание которой можно с чистой совестью положить шахматы. Для Medieval: Total War и Empire: Total War, бессмысленных и беспощадных, подошел бы разве что кусок обугленного человеческого мяса.

Английская студия The Creative Assembly в этом контексте видится прозревшим юнцом, который долго тратил баснословные деньги на масштабную, но безыдейную ерунду, а теперь, наконец, вернулся в родной дом, отрастил бородку и настроил дзен.
Рецензия игры Total War: Shogun 2

Терпение, терпение , терпение
Разумеется, уникальность Shogun 2 не в пестрых картинках и даже не в забавных головных уборах. Хотя выглядит все прекрасно. Битва дождливой ночью смотрится настолько впечатляюще, что ВВС и Discovery (британцы. напомним, периодически ставят на своих движках реконструкции для телевидения) больше никогда не будут снимать про Японию на натуре. От панорамы заснеженных островов забываешь моргать и дышать. Ну и конечно, традиционная для The Creative Assembly тщательность: не возникает никаких сомнений, что каждая иконка и каждый шрифт перерисованы из какого-нибудь старинного учебника по военному делу. При этом технологии словно остались нетронутыми: графически от Empire игра по большому счету отличается только текстурами воинов, а на каждой карте по-прежнему можно обнаружить какой-нибудь низкодетализированный уголок. Не говоря уже о прочих курьезах — например. на стены солдаты взбираются практически синхронно, как муравьи. Но, честно говоря. Shogun 2 можно было бы представить и в виде начерченных от руки схем, и это не было бы катастрофой. Потому что в остальном это варгейм, лишь условно напоминающий Total War. к которому вы привыкли за последние семь лет.

Разумеется, основы никто не трогал: номинально это все та же стратегия, где мы ходим по карте генералами и захватываем города. Но темп и настроение игры изменились кардинально. Все, конечно, из-за геополитических условий: Япония маленькая. кланов много, но каждый из них состоит из кучки плохо подготовленных солдат под руководством даймё. Разумеется, с такими хилыми стартовыми позициями действовать и вообще думать приходится по-другому. Как начинает партию в Total War любой человек, не наделенный врожденной унылостью? Он тратит от силы десять ходов на поверхностную подготовку (солдат побольше, побольше!), объявляет войну ближайшим соседям и бездумно захватывает несколько городов. Грабит, убивает. пополняет казну золотом — в общем, метит территорию. А потом уже думает о таких сложных вещах, как экономика и торговля, и по мере сил пытается отсрочить бунт своих новоявленных подданных.
Рецензия игры Total War: Shogun 2

В Shogun 2 такое невозможно по той простой причине, что каждый поход здесь — ответственное мероприятие. Политическая ситуация нестабильна: ни на кого не давят традиционные, формировавшиеся веками отношения (как в Европе), поэтому не имеет значения, с кем у вас торговые соглашения и вообще дружба. Предадут за секунду. При этом шагать до вражеского города, как правило, далеко, и, пока вы ведете свои войска на захват конкурирующего клана (по традиции оставив в городе минимальную охрану — иначе нечем будет воевать), легко может случиться так, что экономика пошатнется, жители поднимут восстание, у границ будут топтаться самураи противника, а вашу армию на середине пути застанет суровая зима и треть япошек передохнет. Первые десять часов вообще сложно удержать больше 3-5 городов, каждую секунду не опасаясь бунта.
Рецензия игры Total War: Shogun 2

Труд, труд, труд
Впрочем, даже на поздних этапах игра мало напоминает симулятор управленца державой, ведь никакой державы еще нет: конечная цель — объединить под своим знаменем всю Японию, а действующее правительство (формальное) лишь собирает дань с даймё. Скорее это такой старинный военно-политический «Крестный отец». Есть глава клана, несколько его доверенных полководцев (при этом их можно и не принимать в семью), наемные убийцы (ниндзя и гейши), хедхантеры (мэцукэ) и территория, за которую идет борьба.
Благодаря пресловутой камерности те вещи, которые в том же Empire только отвлекали (куда там. великие завоевания ждут!), здесь стали по главу геймплея. Вы будете поименно знать всех ваших полководцев, их сильные и слабые стороны и вдумчиво распределять очки опыта. Будете улучшать свой замок, строить дороги и развивать сельское хозяйство. Будете прекрасно понимать, кто из ваших агентов с каким заданием справится. а какое завалит. Сможете, не обращаясь к окну управления кланом, сказать, сколько лет вашим дочерям и за какими генералами они замужем, а также сколько лет их детишкам. Будете, наконец, с колотящимся сердцем ждать, когда завершится очередной апгрейд и об этом отдельный разговор. После всех этих вымученных систем с университетами и исследованиями, которые невероятно бесили, авторы, наконец, вернулись к простейшему древу технологий с двумя основными ветками: бусидо, т.е. военной, и ки — мирной. Нужно прокачать мастерство лучников или провести налоговую реформу? Никаких проблем, кликните на соответствующую иконку и подождите несколько ходов
Рецензия игры Total War: Shogun 2

Страна летающих кинжалов
Наверное, кто-то ждал от Shogun 2 откровений в плане сражений, и для этих людей у нас не самые плохие новости. Новостей нет вовсе. Вспомните битвы из Rome (по масштабу) и вообразите что на поздних этапах к ним прибавится огнестрельное оружие. Плюс штурмы замков, о которых мы все уже сказали в нашем финальном превью. Если коротко: атакующей стороне приходится долго карабкаться вверх, блуждая меж укреплений, так что перед осадой замка лучше как следует подготовиться. О морских сражениях авторы распространялись неохотно по той простой причине, что их тут практически нет. Японские бамбуковые лодки предназначены разве что для патрулирования побережья, и стычки случаются редко, в основном при транспортировке войск. Корабли обменялись снарядами, потонули, вот и конец. Разочарованы? Тогда вспомните, пожалуйста, сражения из Empire — красивые, но совершенно неуправляемые. Изменения коснулись коече-го поважнее — того, как война выполнена на макростратегическом уровне. Здесь на руку Shogun 2 играет все тот же здоровыи минимализм: вы точно знаете, какие типы войск для чего нужны, и с придыханием ждете, когда же уже удастся нанять, скажем, всадников с яри. Прямо как в хорошей RTS.
То есть воевать все-таки интересно. И воюйте на здоровье, потому что с переговорами все довольно грустно. Искусственный интеллект по-прежнему не способен что-то планировать, соглашается на любую чепуху, стоит чуть задобрить золотом, и ввязывается в невыгодные союзы. Если Shogun 2 и нужен аддон, то он целиком и полностью должен быть посвящен дипломатии.
Рецензия игры Total War: Shogun 2

Непростительное оскорбление
Тут нельзя не сделать традиционную для жанра оговорку о том. что за рамками этой рецензии остался еще миллиард мелочей, связанных с экономикой, политикой, религией и войной. Остался по избитой, но справедливой причине: кое с чем лучше познакомиться лично. Разница только в том, что в Empire этого необязательного «кое-чего» было такое невообразимое количество, что за год не изучишь. Теперь же все детали имеют практическую ценность, и. пожалуй, так и должно быть.
Два номера назад, делясь впечатлениями от бетаверсии Shogun 2. мы посоветовали авторам развивать серию именно «японским» путем — сделать такую же подробную, глубокую стратегию про все государства, где имели место хоть сколькото любопытные исторические события. Перспектива действительно заманчивая: представьте, как все эти игры потом можно объединить в титанических масштабов варгейм мечты. Но что­бы это стало возможным — разработчики должны открыть еще десять филиалов, нанять миллион программистов-индусов, два миллиона китайских художников, а руководство должно выпросить у SEGA все доступные деньги до последнего доллара плюс заложить дома и машины. Или продаться Бобби Котику: уж онто объяснит им, что такое «поставить на поток».
Total War — как вязкое инопланетное вещество с хаотично передвигающимися частицами. Она может расширяться, сжиматься в точку, расти, делиться или даже заточить что-нибудь в кокон. Но как она поведет себя в следующий момент — не знает никто. Ясно одно: когда-нибудь авторы вернутся к идее гигантской стратегии про все на свете, только вернутся действительно подготовленными. А вот с Японией. кажется, уже покончено.

категория Статьи и обзоры просмотров 2547

Комментарии к Рецензия игры Total War: Shogun 2

Информация
Посетители, находящиеся в группе 111, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ВХОД НА САЙТ