Portal 2 - рецензия игры

Portal 2 - рецензия игры

Любопытно наблюдать за тем, как Valve постепенно превращается в новую Blizzard: первые признаки подобной метаморфозы можно было заметить несколько лет назад, когда студия выпустила мощнейший сборник Orange Box - ни одного лишнего байта, ни секунды времени, потраченного впустую. С выходом Portal 2 статус команды Гейба Ньюэлла оформился окончательно.
Portal 2 - рецензия игры

Ознакомившись с самым, пожалуй, ожидаемым сиквелом текущего года, авторитетно заявляем: в Valve просто не умеют делать плохие игры. Да что там говорить, они и хорошие делать не умеют: у этих людей получаются только шедевры, настоящие индустриальные столпы. Portal сама по себе была гениальной игрой: это сейчас все говорят, что имея в кармане такую идею, Ньюэллу оставалось только запастись кошельком побольше. На самом же деле испортить идею было делом плевым - кто не верит, может лишний раз вспомнить Prey, где тоже фигурировала система порталов. Основу успеха Portal заложили сценаристы - именно благодаря закадровой истории интерес к ространственным головоломкам не угасал всю игру, именно необычный нарратив заставлял раз за разом повторять не такой уж большой (будем честны) арсенал туннельных трюков, чтобы добраться из точки А в точку В. И вряд ли этот подход та же Valve применила бы тогда, в момент создания Orange Box, к своему флагманскому продукту - серии Half- Life. Слишком рискованно, слишком необычно, слишком дерзко: где это видано, чтобы игра общалась с покупателем языком Дугласа Адамса? к чему все эти шуточки, длинные слова и тонкий интеллигентный юмор?
Portal 2 - рецензия игры

Я ВЫТАЩУ НАС ОТСЮДА
Оказалось, что очень даже к чему. Пусть и хорошая, но все же модификация Half-Life 2 оказалась ярче и интересней самой Half-Life 2: Portal получила прекрасную критику, получила невероятное количество наград и была буквально де- конструирована на цитаты огромным сообществом фанатов. А когда продолжение Portal было официально подтверждено (это случилось в феврале 2008-го), у всех возник простой вопрос: что же все-таки станет с экспериментальной игрой, если она вдруг получит взрослый бюджет? Что, в конце концов, важнее самой Valve - независимость или лоск блокбастеров? Что ж, все опасения были напрасны. Portal 2 выглядит так, как и должен выглядеть идеальный сиквел: первая часть, которой уделили должное количество внимания и сил, умноженная на всю мощь вселенной Half-Life. В оригинале на родство с популярной вселенной лишь намекали, в сиквеле соперничеству двух мощных научных корпораций отводится одно из центральных сюжетных мест. Portal 2 настолько похожа на Half-Life 2 визуально, что в некоторые моменты даже хочется протереть глаза: а не здесь ли мы не так давно ходили с монтировкой наперевес? Игра вообще разрослась вширь настолько, насколько только ей позволяют технические рамки: в одном кадре Portal 2 больше действия, событий и информации, чем во всей первой части. Куда только делись маленькие каморки камер и монохромно-унылая расцветка лабораторных локаций: первая глава Portal 2 за десять секунд вихрем проносится по былому однообразию, демонстрируя потрясенному игроку заспанную Челл, локальный апокалипсис и болтливый рельсовый модуль персональное™ Уитли, который, управляя не большой комнатой, разносит немалую часть испытательных лабораторий вдребезги и выводит нашу старую знакомую на поверхность. Даже темп повествования Portal 2 точно такой же, как в Half- Life оторваться от игры вас заставит разве что необходимость перекусить или внезапно подкравшаяся полночь - с предполагаемой сюжетной колеи игра съезжает в первые же минуты.
Portal 2 - рецензия игры

ДВЕСТИ ЛЕТ СПУСТЯ
Для тех, кто не знаком с прекрасным комиксом, охватывающим события между двумя частями игры: после битвы с Глэдос героиня, едва увидев солнечный свет, вновь оказывается в недрах лаборатории - туда ее волокут роботы, даже в отсутствие своей королевы продолжающие выполнять свои обязанности. Челл помещают в специальную релаксационную камеру, где ей суждено погибнуть: в отсутствие Глэдос поддерживать в изолированных помещениях микроклимат некому. Однако чудом оставшийся в живых инженер лаборатории ценой собственной жизни запускает систему жизнеобеспечения, которая спасает Челл,погрузив ее в бесконечный (как кажется отчаявшемуся инженеру) сон. Пролог Portal 2, впрочем, демонстрирует, что рисковал парень не зря: по прошествии пары сотен лет весь комплекс начинает разваливаться на куски, в результате чего Челл приходит в себя и с помощью вышеупомянутого Уитли находит-таки выход из ловушки. Правда, в результате побега парочка натыкается на останки Глэдос - которая драматичным образом оживает и снова берет управление лабораторией под свой маниакально-депрессивный контроль. Уитли гибнет в лапах монстра, Челл вновь оказывается в роли подопытной.
Portal 2 - рецензия игры

КРИК ИЗ ПРОШЛОГО
С момента последнего посещения те стовых камер, однако, многое изменилось. В лаборатории царят разруха и запустение, комплекс буквально
дышит на ладан: сквозь стены знакомых комнат проросла зелень, половина устройств не работает, обрушившиеся лестницы ведут в пустоту, пол под ногами ходит ходуном и может обрушиться в любую секунду. Ощущение беспросветного одиночества, которое постоянно ощущалось в первой части игры, здесь возведено в абсолют - тут не просто «ты остался один», тут мрачное «ты здесь один давным- давно». Даже когда Глэдос ненадолго берет бразды правления в свои руки и пытается восстановить комплекс, это выходит у нее очень неуклюже - слишком масштабны разрушения, слишком долго лаборатория оставалась покинутой. Гулять по таким коридорам довольно жутковато - картина, нарисованная сценаристами Valve, слишком фантастична и слишком реальна одновременно. Апогея этот науко-футуристический декаданс достигает во второй трети игры, когда героиня попадает на нижние уровни исследовательского комплекса и посещает старые заброшенные офисы Aperture пятидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов - со всей присущей тому времени обстановкой, техникой и голосом отца-основателя компании Кейва Джонсона из репродукторов. Скорость, с которой разработчики рассказывают нам историю продавца занавесок для ванной, выкупившего в свое время старую соляную шахту, впечатляет - за какой-то час мы узнаем, как этот амбициозный человек построил научную империю, разорился, обнаружил у себя смертельную болезнь и сошел с ума (причем неочевидно, что именно в такой последовательности). Именно во время этой прогулки мы посетим гигантскую пристань, с которой отправился в небытие ледокол «Борей» - концентрация открытых, по-настоящему эпических локаций в этой части игры огромна. Местные пейзажи - уходящие ввысь башенные краны; безразмерные доки; хлипкие лестницы, ютящиеся на крутых, похожих на скалы, стенах, - настолько завораживают, что назад, в лаборатории, не хочется совсем. Тем не менее, вернуться придется: самое интересное все же именно там.
Portal 2 - рецензия игры

МЫ НАШЛИ ЭТО НА ЛУНЕ
Во время вынужденной прогулки в прошлое Челл узнает об Aperture много нового - в том числе и знакомится с технологиями, над которыми работала компания в разные годы. Несмотря на то что различных нововведений в Portal 2 великое множество (это и запускающие игрока в полет кнопки- пружины, и преломляющие лазерные лучи стеклянные кубы, и гравитационные потоки), главными звездами сик- вела выступают три вида геля. Первый из них, если верить игровым подсказкам, был получен инженерами лаборатории еще в середине пятидесятых годов: синии гель, превращающим любую поверхность, на которую он нанесен, в подобие батута - то есть подбрасывающий игрока вверх. Тонкость в том, что если такой гель нанести, скажем, на «утяжеленный грузовой куб», то предмет обретет те же свойства - буквально начнет прыгать, как сумасшедший (с этим моментом, кстати, в игре связана одна из самых изящных головоломок). Кроме того, с помощью порталов и гравитационных лучей гель можно переносить на расстояние, что дарит совершенно фантастические ощущения: с помощью порталов и геля бездонная шахта лифта вдруг оказывается потрясающим аттракционом - чувствуешь себя не то суперменом, не то десятилетним ребенком на американских горках. Но и это только начало: чуть позже выясняется, что через пятнадцать лет подопечные Джонсона (чуть ли не на основе лунного грунта) создали второй вид геля (ускоряющий), а еще через десять лет - третий, позволяющий открывать порталы на любой поверхности. Думаю, не нужно объяснять, какой сумасшедший дом начинается, когда все три вида гелей разрешают использовать одновременно - вместе с пружинами, лазерами, гравитационными лучами, движущимися панелями, энергетическими шарами и бог знает чем еще. Челл за долю секунды преодолевает стометровые пропасти, прыгает на высоту небоскреба и вообще становится похожа на живой шарик в автомате для игры в пинбол. Заключительные эпизоды Portal 2 - новая вершина игровой эволюции, ничего круче, красочней и веселее в индустрии на текущий момент просто нет.
Portal 2 - рецензия игры

ЭТИ ЧУДЕСНЫЕ ГОЛОСА
И, конечно же, рассказ об игре был бы неполным (и бессмысленным), если бы мы не упомянули об одном повествовательном приеме, который делает Portal 2 игрой абсолютно уникальной. Дело в том, что в ней действует всего лишь один одушевленный персонаж - и в то же время настолько живых действующих лиц в компьютерных играх мы не видели давно. Их немного, хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать, - но, черт возьми, как же не хочется расставаться ни с одним из них! Неподражаемый Уитли, отважный и трусливый одновременно (однажды этот маленький модуль чуть не лопнул от ужаса, включив в темноте встроенный в него фонарь), бесподобно озвученный британцем Стивеном Мерчантом; голос Кейва Джонсона («Я отвечу на все ваши недоуменные вопросы встречным вопросом: кто хочет заработать шестьдесят баксов?»), человека, получившего в 1943 году награду «Лучшему продавцу занавесок для душевых комнат». И, само собой, Глэдос - еще страннее, еще страшнее, еще безумней... еще смешнее. Ее можно слушать бесконечно, за ней можно буквально записывать («Фактически, я очищаю воздух в этих комнатах, вместо того, чтобы закачивать новый снаружи - то есть ты до конца своей жизни будешь дышать одним и тем же кислородом. Просто чтобы ты знала»)! В этом смысле с Portal 2 могут сравниться редкие книга или фильм - компьютерные игры в ее лице подошли к чистому искусству настолько близко, насколько это вообще возможно. Умудриться разыграть захватывающую дух многочасовую пьесу с одним живым актером - дорогого, знаете ли, стоит. Ну а если при этом игра умудряется оставаться игрой, да еще такой, которую сразу же после финальных титров хочется пройти заново, а потом опять, и опять, и опять... ну, мы об этом говорили в самом начале. Шедевр. Valve по-другому не умеет.

категория Статьи и обзоры просмотров 1910

Комментарии к Portal 2 - рецензия игры

Информация
Посетители, находящиеся в группе 111, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ВХОД НА САЙТ